Мы уже дома?

Дома
Дети, как и взрослые, по-разному реагируют в новой ситуации, поэтому однозначных советов, как вести себя в первые дни с ним, быть не может. Вам в любом случае придется стать чуткими родителями, постоянно принимать решения, как поступить в той или иной ситуации, пробовать разные способы и смотреть, который из них действует. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может сильно измениться. Например, ребенок, который казался в детском доме самостоятельным, привыкшим делать все сам во многих ситуациях, становится абсолютно беспомощным дома. Или, наоборот, ребенок, который казался неуверенным в себе, вдруг оказывается маленьким «монстром». И та и другая модель поведения абсолютно естественны, ведь усыновленный ребенок не знает, как себя вести, потому что он никогда не знал, что такое семья. И привыкнуть к роли сына или дочки для него так же непросто, как и для вас стать родителями.
Очень часто ребенок начинает вести себя как малютка, даже если ему уже 4-5 лет или больше. Послушная девочка или мальчик, которые уже умеют самостоятельно одеваться и ходить в туалет, впадают в «детство», и им необходима помощь во многих вещах. Дайте ребенку возможность побыть малышом, ведь он, скорее всего, первый раз в жизни может позволить себе стать маленьким и беззащитным и знать, что он получит так нужные ему внимание и заботу.
Одно время ребенок может проверять родителей — действительно ли они решили оставить его навсегда? Он будет пробовать разные способы, чтобы узнать, правда ли это, испытывая ваше терпение денно и нощно. Относитесь к этому спокойно — ведь и у биологических детей бывают возрастные кризисы, когда нормы и правила поведения проверяются.
Иногда ребенок может выделять кого-то одного из родителей, а другого игнорировать — просто потому, что он пока в состоянии близко общаться только с одним человеком. Или, наоборот, может не соблюдать дистанции и бросаться в объятия к любому взрослому, как если бы это были его родители. Таких детей нужно учить понимать разницу между семьей и другими людьми. Если вы, родители, осторожно и с большим терпением подойдете к проблеме, дети в конце концов тоже научатся понимать, где проходят социальные разграничения.

Правила поведения
Вам следует четко донести до ребенка, какие нормы и правила поведения действуют в вашей семье. Некоторые моменты должны быть необсуждаемы, например: когда ребенок должен ложиться спать, надевать ли шапку, если на улице холодно, вещи нельзя ломать специально и драться нельзя. В каждой семье есть свои правила и свои моменты, на которые эти правила распространяются, надо только суметь это объяснить ребенку мягко, но решительно. Лучше всего, чтобы оба родителя придерживались одних и тех же правил. Советуем договориться о том, как себя вести и какие границы определять, до появления ребенка в семье и продолжать советоваться друг с другом, когда ребенок уже дома.
Очень важно показывать ребенку последствия действий — разными способами стараться объяснить ему, что, к примеру, машина может наехать на него и сделать больно. Что случится, если большая машина наедет на пустую консервную банку? Проделайте это сами, и пусть ребенок увидит, что банка стала плоской. Встаньте на краю обрыва и бросьте камень — пусть ребенок увидит, как в самом деле там высоко. Разрешите ему осторожно приблизиться к раскаленной плите и горячим кастрюлям, чтобы он почувствовал жар от них. Покажите, что случается, если неосторожно зажечь спичку — пусть лучше станет горячо одному пальчику, чем ребенок получит ожог. Он будет знать, как могут быть опасны спички.
Всем детям нужен собственный опыт. Они не понимают, когда взрослые говорят «нет». Приемный же ребенок старшего возраста много раз слышал в своей жизни «нет» и «нельзя» без объяснений «почему». Поэтому ему нужно многое увидеть и почувствовать, чтобы понять, что именно это делать нельзя. В противном случае он сделает вид, что послушался взрослого, а после попытается выяснить это сам, как только вы отвернетесь.
Вам вместе придется многое наверстывать — то, чему ребенок не научился в детском учреждении: что в чужие квартиры не заходят без приглашения, что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса — все это и многое другое, что нам кажется естественным. Ребенок может, попадая в незнакомые ситуации, не знать, как реагировать в том или ином случае, может просто не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет — например, чужие кошельки и сумки. Откуда ему это знать? Вам, как родителям, следует постараться «вжиться» в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и затем разными способами показывать и учить его, что существуют другие правила.

Предсказуемый мир
Очень важно, чтобы в первые дни приемные родители помогли своему ребенку сделать мир как можно более понятным и предсказуемым. Нужно раз за разом повторять новое и следить за тем, чтобы одно и то же случалось по нескольку раз. Можно, например, обследовать комнаты по одной и рассматривать все, что есть в каждой из комнат, заучивать названия предметов и говорить об их назначении. То же самое можно проделывать вне дома, тем самым помогая малышу успешно расширять кругозор. В мире множество вещей, с которыми он никогда не сталкивался и поэтому их не понимает.
Магазины, поездки на автобусе или поезде, посещение бассейна, купание в ванной, нахождение в местах большого скопления транспорта и на пешеходных переходах, обращение с домашними животными — список может быть бесконечным. Еще одна задача — ознакомление с местностью. Объяснить, где он живет, где его дом, ребенку, который до этого жил только на ограниченной территории просто необходимо. Кроме того, вы не можете быть уверены, что он убежден в том, что это его «дом» и что здесь и с этими людьми он будет жить пока не станет взрослым.

Свобода выбора
У ребенка должно быть обширное поле для самостоятельных решений. Другое дело, что предоставлять ему свободу выбора надо постепенно. Во многих детских домах существуют строгие порядки, и ребенок, возможно, никогда ничего сам не выбирал. Если вы предоставите ему массу вариантов, это, скорее всего, приведет его к замешательству и неуверенности. Давайте ему для начала два варианта на выбор. Например, два разных сорта конфет, а не целой полки в магазине. Увеличивать количество вариантов можно постепенно.
Родителям следует найти приемлемый способ обучения ребенка думать самостоятельно и выражать это соответствующим образом. Когда вы собираетесь в магазин детская одежда, сам процесс может оказаться для него трудным. Во-первых, в магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу. Поэтому ждите как можно дольше с походами в магазины: ребенку очень трудно понять, почему он не может забрать с собой все сразу.



Настольная книга приемного родителя  скачать
Методические материалы по подготовке приемных родителей  скачать